Анализ текущих проблемы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

08 Августа

 В настоящее время государством создается достаточное количество программ для оказания поддержки предпринимателям в разных отраслях экономики. К ним относятся:

- субсидирование процентных ставок;

- предоставление отсрочек по уплате НДС при импорте;

- программы льготного кредитования (Корпорация МСП, Фонд развития промышленности);

- программы «Роснано»;

- предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне;

- программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- создание технопарков, Особых экономических зон и Территорий опережающего развития;

- предоставление гарантий и пр.

В течение последних нескольких лет профильными министерствами и различными органами государственной власти была проведена огромная работа по приведению доступных мер поддержки по их форме и содержанию, отражающим актуальные проблемы предпринимательства. Определены направления поддержки, предлагаются выгодные условия финансирования, обозначена поддержка начинающих предпринимателей. Но, при кажущемся их изобилии, год за годом в Российской Федерации глобальные компании продолжают консолидироваться, сложность ведения бизнеса для субъектов малого предпринимательства повышается из-за повышающегося давления на рынке со стороны крупных конкурентов и контролирующих органов, а также отсутствия активности государства в повышении прозрачности ведения бизнеса.

Стандарты, которым надо соответствовать компаниям для государственной поддержки, также становятся все выше и сложнее: увеличивается объем инвестиций в проект, повышаются требования к истории компании, показателям деятельности, отдаче проекта, фокусировка на специфические направления деятельности. Зачастую поддержку получают проекты, которые формально соответствуют критериям получения господдержки, но не являются жизнеспособными с точки зрения ведения бизнеса. В то время как вполне яркие и достаточно важные проекты могут остаться за бортом ввиду несоответствия не самых важных показателей, запрашиваемых программой поддержки.

В итоге мы имеем:

- круг получателей государственной поддержки крайне узок;

- поддержка предоставляется получателям, которые в ней не нуждаются;

- поддержка предоставляется неэффективным компаниям;

- инновационность поддерживаемых проектов крайне низкая;

- критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу не соответствуют сегодняшним рыночным реалиям, в которых предприятиями производится продукция;

- статистика предоставления государственной поддержки наполняется, но не имеет ощутимого результата;

- растет штат контролирующих органов, повышая давление на бизнес, вместо аналитических подразделений при профильных органах государственной власти, предоставляющих меры поддержки.

Что нужно решить государству, чтобы меры поддержки стали более эффективными:

- увеличить гибкость критериев отбора компаний. Не все компании сегодня могут одновременно иметь менее 200 человек в штате, инвестировать в свои проекты не менее 50 млн. руб., обязательно в совпадающей программе отрасли, с безубыточной деятельностью за последние 5 лет и переваривать ставку по кредиту в лучшем случае от 15% годовых.

- улучшить сроки и качество собственной аналитической работы при рассмотрении заявок и дальнейшему сопровождению проектов. Инвестиционные проекты малого и среднего бизнеса, да и любого бизнеса, кроме стратегических инфраструктурных или сырьевых разработок, не могут рассматриваться 9-12 месяцев. Рассмотрение должно укладываться в 3 месяца, иначе оно становится не актуальным – изменяются технологии, конкурентная среда, курсы валют, банковские ставки и пр. Также, орган, предоставляющий поддержку, должен сопровождать проект путем проведения выборочных аналитических процедур на постоянной основе, чтобы исключить нецелевое использование средств, отклонения от бизнес-плана или искажениями отчетности. Лучше выявлять проблемы на ранней стадии и вносить  корректировки в процессы, чем в конце, при окончательном провале проекта, возбуждать уголовные дела на получателей поддержки.

- исключить дальнейшую консолидацию и монополизацию отраслей экономики. Отсутствие конкурентной среды тормозит процесс развития компаний, создает барьеры для входа новых компаний малого и среднего бизнеса, искажает картину рынка для органов государственной власти о реальном положении дел в отраслях экономики.

Также, одной из ключевых мер поддержки экономики может стать стимулирование несырьевого экспорта. Сюда можно отнести:

- упрощение и ускорение процедур возврата экспортного НДС;

- субсидирование ставок и упрощение процедуры экспортного факторинга, который сегодня является очень дорогим и сложным продуктом, перемещающимся в небанковскую сферу;

- льготы по налогу на прибыль и на имущество, коррелирующие с глубиной переработки продукции их получателем.

Стимулирование именно экспорта продукции поможет создать товары/продукцию более высокого качества, отвечающую повышенным мировым стандартам, что автоматически повлечет за собой развитие и внедрение новых наукоемких технологий, развитие новых производств, а также, при насыщении экспортного рынка, эта же продукция будет представлена и на внутреннем рынке ввиду эффекта масштаба.

При увеличении глубины переработки сырья неизбежно возникает множественная кооперация, смежные и партнерские производства, создающие новые рабочие места, что приводит к увеличению внутреннего спроса и подъему экономики.

Определенные шаги в части возврата НДС уже делаются (упрощение документооборота, электронное декларирование и т.д.), льготы получают некоторые предприятия, но их круг необходимо расширить. Факторинг же, по сути, как один из самых простых механизмов сокращения дефицита оборотного капитала предприятий сегодня с трудом работает на внутреннем рынке при доминирующей позиции государственного заказа и, практически, не работает при экспорте. Государственные заказчики не подтверждают уступку прав требования к банкам, а при экспорте банки не хотят заниматься изучением контрагента. Далее, и в том и в другом случае к поставщику применяются критерии отбора, как для получения банковского кредита, которым малому и среднему бизнесу соответствовать сложно. Как выход, некоторые структуры, например, группа компаний НФК, образованная из отдела банка «НикОйл» работает с экспортным факторингом, привлекая международные организации, например, Factors Chain International (FCI) или при участии российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР).  

Первая является международной ассоциацией факторинговых компаний, членами которой являются порядка 400 Факторов из более чем 90 стран (с конца 2015 года FCI представляет собой объединение ранее существовавшей одноимённой ассоциации и международной ассоциации факторинговых компаний International Factors Group); основной целью ассоциации является обеспечение условий и создание инфраструктуры для Факторов, оказывающих услуги факторинга компаниям, занимающимся международной торговой деятельностью.

ЭКСАР был создан как специализированный государственный институт поддержки экспорта для реализации страхового инструментария защиты экспортных кредитов и инвестиций. Агентство является национальным экспортным кредитным агентством (ЭКА), созданным «с нуля» в рамках задачи активизации разработки и реализации программы поддержки экспорта, поставленной Правительством России в конце 2009 года при реализации мероприятий по антикризисному развитию национальной экономики. Акционером ЭКСАР является АО «Российский экспортный центр». Для компаний малого и среднего бизнеса ЭСКАР предлагает получить заемное финансирование для пополнения оборотных средств, которое оно застрахует за 1,5% годовых, то есть еще дополнительный расход к процентам, которые сегодня составят 16-18%. В агентстве заявляется, что можно привлечь при их страховании финансирование на 3 года в Росэксимбанке под 9%, правда, не указывая в какой валюте, но в секторе МСП пока подобных примеров нет.

В заключение еще раз необходимо отметить важность поддержки экономики государством таким мерами, которые создают дополнительную деловую активность, особенно предприятий малого и среднего бизнеса, стимулируют углубленную переработку продукции, несырьевой экспорт, развитие логистики и инфраструктуры.

 Подготовлено Комитетом по финансовым рынкам

Пресс-центр.